Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.01.2018, 17:39

МОУ СОШ №17(начальная ступень) г.Березники

Меню сайта
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учим детей говорить комплементы, одобрять.

Учим детей говорить комплименты,одобрять.

  Многие исследователи отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения, поэтому педагогам рекомендуется строить работу на одобрении, поскольку положительная оценка растущего, формирующего человека вселяет веру в себя, сознание своей полноценности, стремление и впредь поступать хорошо. «Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как следует вести себя» (Ш. Амонашвили), «внушает ребенку, что он добрый, храбрый, прилежный» (С. Соловейчик), «является словесным «наглаживанием», создающим благоприятный эмоциональный микроклимат для жизнедеятельности» (Н. Формановская). Безусловно, важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент, как способ взаимодействия с окружающими. Фиксирующая случаи, когда дети, видя что-либо заслуживающее одобрения, вместо похвалы обращаются к сверстникам с самоутверждающими репликами («Подумаешь, башня! Я еще выше могу построить.», «А я тоже громко пою, послушай!», «А мне мама тоже красивое платьице купит!»). В этих репликах звучит досада, зависть и ... умение подмечать хорошее при нежелании порадоваться успехам другого и ... неумение выразить одобрение. В ситуациях взаимодействия со взрослыми дети проявляют стремление сказать приятное, но это стремление зачастую не находит адекватных речевых средств («У, какая Вы! А почему Вы такая?» - имеется в виду новое нарядное платье). Что касается эмоционального компонента словесных формул вежливости, то именно в комплименте доброжелательность в интонации, мимике, жестах проявляется чаще, чем в других ситуациях. Для формирования у детей умений употреблять разнообразные формулы выражения комплимента, «развертывать» их за счет обращений и мотивировок и сопровождать невербальными средствами можно рекомендовать:

1) формулы:

- одобрение внешности: ты сегодня выглядишь замечательно (нарядно, очень мило кг т.п.); у тебя очень нарядное платье (костюм,сандалики и т.п.); на тебя приятно посмотреть - у тебя красивая улыбка (прическа, глаза и т.п.);

- одобрение личностных качеств: ты (очень) веселый, (добрый, хороший, замечательный, удивительный и т.п.); ты - настоящий
друг; ты - молодец (умница); ты - добрая душа (отзывчивое сердцеи т.п.);

- одобрение деловых качеств: ты хорошо ( замечательно) строишь, лепишь, рисуешь,  поешь и т.д.);  ты быстрее всех  бегаешь (одеваешься); с тобой интересно играть.

2) этапы:

а) обогащать речь другими синонимическими вариантами формул и выражений одобрения;

б) обучение способом «развертывания» комплиментов;

в) обучение проявления доброжелательности посредством интонации, мимики, жестов.

Пример дидактических игр и упражнений:

1)  Игра «Эхо» - пример овладения лексическим материалом через восприятие и прямое, всегда за воспитателем, воспроизведение формул комплимента.

I этап - обогащение речи детей различными вариантами комплимента, на II - обучение дается «развертыванию» этих фраз, III - обучение доброжелательной тональности, мимике, жестам.

2)  а) С младшими детьми и с детьми медленно усваивающими эффективно играть в упражнение «Чудесные превращения», в котором игрушка обращается к ребенку с просьбой похвалить ее, а за это обещает превратиться в кого-нибудь: ребенок вспоминает комплимент, воспитатель заменяет игру на новую;  так  повторить  несколько  раз.   В  такой  игре  целью  является
автоматизация использования уместного в данной ситуации усвоенного комплимента.

б) Рассматривая иллюстрации, которые расположены на стенде «Гуси-лебеди», можно побуждать детей к воспроизведению знакомых формул одобрения (дети просят помочь персонажей, а за помощь «расплачиваются» комплиментами). Сначала детям предлагается припоминание комплиментов персонажам (печке, яблоне, кисельной речке), а затем комплименты «развертывают» и произносят в нужной тональности, с нужной мимикой.

3) Игра «Вежливые отгадки» - играя, дети быстро и точно реагируют на речевую ситуацию, заключенную в игре, подбирая из числа возможных - по своему усмотрению - фразу одобрения; закрепляется умение находить слова для похвалы конкретному человеку. Ход игры: дети стоят по кругу, выбирается водящий, который встает в середину круга и закрывает глаза; дети идут по кругу; приговаривая: «1,2,3,4,5! Постарайся угадать, кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит?» С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей. Ребенок немедленно должен произнести похвалу, а водящий должен угадать, кто произнес комплимент. Важно, чтобы дети не повторялись, их нужно побуждать на употребление разных формул.

 Итог:

обучение детей способом выражения комплимента приводит к качественным изменениям в общении детей: дети становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки, чаще случаи похвалы и одобрения.

 


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz